Сталинисты [1] обычно не считают, что Сталин или Мао “не сделали ничего плохого”, хотя многие, и правда, используют эту фразу для эффекта (это же интернет). Мы считаем, что Сталин и Мао были идейными социалистами, которые, несмотря на их ошибки, принесли человечеству гораздо больше пользы, чем большинство буржуазных политиков, которых часто приводят в качестве образцов для подражания (таких как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Джон Ф. Кеннеди, Джимми Картер), и что их не судили согласно таким же стандартам, как тех буржуазных политиков. Люди зовут это “апелляцией к ханжеству” [2], но утверждение “Сталин был монстром” — неявное сравнение, означающее “Сталин качественно отличался в худшую сторону от, например, Черчилля”, но я считаю верным обратное. Если люди будут использовать завуалированные сравнения, мы, сталинисты, имеем право отвечать прямолинейно.

Дабы защищать кого-либо от несправедливых суждений, нам не обязательно обожествлять их — достаточно лишь обратить внимание на несправедливость критики. Таков, несомненно, случай со Сталиным и Мао, которых несправедливо демонизировали куда больше, чем любых других глав государств. Сталинисты понимают, что тому есть своя причина: Холодная Война, в которой США потратили неисчислимые миллиарды долларов в попытках подорвать и уничтожить социализм [3], и в особенности государства, руководствующиеся идеологией марксизма-ленинизма. Множество левых на Западе считают, что все эти потраченные деньги и энергия не оказали особого влияния на их мнения, но это кажется чрезвычайно наивной позицией. Мы все выросли в обстановке, где идеология и СМИ формировались под всепроникающим влиянием Холодной Войны, и именно поэтому на Западе (и в их клиентских государствах — прим. переводчика) преобладают антикоммунистические догмы времён Холодной Войны, провозглашающие Советский Союз и его граждан монстрами.

Причиной, по которой мы “защищаем авторитарных диктаторов”, является наше желание защитить достижения действительно существующего социализма, и ложные или преувеличенные заявления и позиции других людей об этих “диктаторах” почти всегда встают на нашем пути: это не сталинисты, а приспешники status-а quo [4] прибегают к синекдохе сведения всего действительно существующего социализма к Сталину и Мао. Достижения, которые мы хотим защитить, включают в себя: улучшение стандартов жизни и экономического равенства; существенные продвижения прав женщин и их позиции в обществе относительно мужчин; победу над нацизмом; искоренение неграмотности; повышение продолжительности жизни; искоренение периодических массовых голодов; воодушевление и снабжение ресурсами движений деколонизации (например, во Вьетнаме, Китае, Южной Африке, Буркине-Фасо, Индонезии); страх правящих элит Запада, вызванный возможностью подобных революций в их странах, вынудивший их пойти на уступки вроде улучшения гражданских прав и “государства всеобщего благосостояния”; и осуществление большего прогресса на пути к упразднению капитализма, чем любое другое общество в истории. Именно на этих достижениях важно настаивать, оспаривая консенсус ЦРУ, троцкистов и ультра-левых, в котором они провозглашают, что Советский Союз был “злой империей”, а Сталин — “невменяемым палачом”.

Есть два пути оспаривания аргумента тех, кто утверждает, что “социализм = Сталин = зло”: можно попытаться опровергнуть первое равенство или второе. Троцкисты ухватываются за первое равенство: они имели поддержку академической сферы, бюджетирование ЦРУ и иные ресурсы для финансирования их издательских предприятий, и управляли идеологическим повествованием на Западе большую часть прошлого столетия. Но добиться успешной революции у них нигде не вышло за всё то время. С недавнего времени, социализм начал набирал популярность… и вместе с ним — марксизм-ленинизм, а также работы и достижения Сталина и Мао. Получается, что социализм может набрать обороты на Западе не только путём нападок на действительно существующий социализм и социалистических лидеров.

К тому же, разрывание связи между социализмом и Сталиным подразумевает разрыв связи между социализмом и Советским Союзом, что ведет к отказу от всего, что было достигнуто во имя социализма под догмой “сталинизма”. “Социализм”, который получается в результате такого разрыва, определяют как массовый, низовый, народный, демократичный, небюрократический, безнасильственный, анархический… иными словами — идеальный. И так, когда настоящие революционеры (например, наксалиты в Индии) решают реальные задачи неидеально — их изгоняют из “социализма” и навешивают ярлык “сталинисты”. Это пример безумия политики респектабельности налицо. Сталинисты же верят, что такой провал солидарности, вместе с утопическими идеями об успешной революции без конфликта и партийной дисциплины, является гораздо большей проблемой для левых, чем “авторитарианизм” (см. работы Энгельса для подробной информации о последнем пункте). Мы считаем, что понимание проблем, с которыми столкнулись в своё время Сталин и Мао, помогает нам понимать общие проблемы социализма, с которыми любой социализм столкнётся рано или поздно. Это является гораздо более просвещающей и полезной позицией, чем рисование образа всё более и более утопического социализма, пока мир становится всё хуже и хуже.

Утверждать, что “конечно, в прошлый раз вышло ужасно, но в следующий раз будет иначе” — чересчур неубедительно. Троцкисты и ультра-левые компенсируют подобное, крася социализм в утопические краски и выбирая малоизвестные (и обычно — недолговечные) эксперименты по строительству социализма, чтобы выставить их в качестве образца. Но это лишь даёт метафорическое оружие в руки тем, кто говорит “социализм не работает” или “социализм — это утопическая мечта”. И скрывается за всем этим Сталин, который для среднестатистического выходца с Запада представляет собой полную нецелесообразность попыток радикально изменить мир. Невзирая на все твои убеждения о том, что ты не сталинист, призрак Сталина всё равно повлияет на то, как люди рассуждают о социализме (любой формы) — сталинисты пришли к выводу, что проблем рассуждений о наследии Сталина не избежать. Наследие это, в его текущей форме, по крайней мере согласно общественному мнению народов Запада (в других частях света о Сталине думают иначе), по большей части является продуктом пропаганды времён Холодной Войны

И разве не логично ожидать клеветы на социалистов со стороны капиталистов, тем более — эффективных социалистов? Не логично ли нам ожидать услышать выдуманные жуткие истории о действительно существующем социализме, сочинённые с целью отпугнуть нас от попыток свергнуть наши же капиталистические правительства? Задумайся о том, как СМИ освещают “Антифа”. Задумайся об Оружиях Массового Уничтожения в Ираке (и о том, как СМИ освещали эту историю — прим. переводчика); задумайся о том, кто владеет СМИ; задумайся о частоте, с которой ЦРУ вмешивается в продукцию Голливуда; задумайся об изобилии подлых, мерзких уловок, задействованных Западом во время Холодной Войны (начиная со вмешательства почти всеми западными странами в гражданскуй войну, последовавшую в результате Октябрьской революции, на стороне Белой Армии), и честно скажи: отчего бы им не врать и про Сталина? Роберт Конквест был членом IRD [5]. Гарет Джонс работал на Рокфеллеровский институт (“Rockefeller Institute of Government”), Chrysler Foundation, Standard Oil, водился с Генри Хайнцом и Адольфом Гитлером. Солженицын был обозлённым, антисемитским писателем-фантастом. Всё, что нам известно о силе внушения и СМИ позволяет предположить, что антикоммунистический и антисталинский консенсус мог запросто быть искуственно создан, независимо от фактов — добавь к этому то, насколько правящие элиты Запада были напуганы успешными революциями в России и Китае, и вот нам и средства, и мотив.

Так или иначе суть в том, что совершить социалистическую революцию не просто (вопреки заявлениям троцкистов и ультра-левых) и не невозможно (вопреки заявлениям либералов и консерваторов), но сложно. Революция требует самоотдачи и самопожертвования, и её не свершить за один день. Сталинисты — это те, кто считают, что миллионы коммунистов, сражавшихся и пожертвовавших собой во имя социализма в двадцатом веке, не были злодеями, недоумками, и не потратили время зря, а наоборот теми, кому мы многим обязаны и кто многому нас может научить.

Иначе говоря, у социализма есть могущественные враги. Этим врагам безразлично твоё отношение к работам, идеям и достижениям Карла Маркса, Нестор Махно, Жиля Делёза, или коммунизму в целом; им важно твоё отношение к ФАРК (революционные вооружённые силы Колумбии, или РВСК — прим. переводчика), наксалитам, Кубе, Северной Корее, и т.д. Им важна твоя позиция относительно государств и потенциальных государств, и насколько ты склонен пытаться им подражать. Их не беспокоят тонкости вроде ризомы, потому что они знают, что подобное можно усмирить и поставить на место, применив силу. Их главная забота — сохранить монополию на применение этой силы. Когда ты предаёшь действительный социализм ради идеалистического, такого, что никогда не применял силу и не брался за оружие, ты делаешь им одолжение.


  1. “Tankie” (англ., разг.; дословно — “танкист”; аналогичен термину “сталинист” на пост-советских просторах — прим. переводчика) — уничижительный термин, применяющийся на Западе приспешниками анти-коммунистических и либеральных идеологий. В более широком смысле применяется к тем, кто защищает социалистические государства, анти-империалистам и марксистам-ленинистам. Термин произошёл в результате использования Красной Армией танков для подавления восстаний в Венгрии (в 1956-м) и Чехословакии (в 1968-м). 

  2. Также известная как логическая ошибка “tu quoque”, или “whataboutism” на Западе. 

  3. Согласно исследованию Бруклинского института, (Шварц, Стивен И., Atomic Audit: The Costs and Consequences of U.S. Nuclear Weapons Since 1940, Brookings Institution, 1998, с. 3-4) США потратили около 5.8 триллионов долларов в течение второй половины двадцатого века на ядерное оружие, около трети всех военных расходов США (18.7 триллионов долларов) за всё время Холодной Войны. 

  4. Здесь “приспешники status-quo” применяется для описания людей, чьё мировоззрение совпадает с правящими учреждениями. 

  5. “Information Research Department” (1948-1977) было подразделением анти-коммунистической пропаганды министерства иностранных дел Великобритании. Именно для этого подразделения Джордж Оруэлл составил список из 38-и журналистов и писателей, которым следовало отказать в трудоустройстве из-за того, что они были коммунистами, гомосексуалами, евреями, или чёрными (и “против белых”).

“Tankies”

Tankies [1] don’t usually believe that Stalin or Mao “did nothing wrong”, although many do use that phrase for effect (this is the internet, remember). We believe that Stalin and Mao were committed socialists who, despite their mistakes, did much more for humanity than most of the bourgeois politicians who are typically put forward as role models (Washington? Jefferson? JFK? Jimmy Carter?), and that they haven’t been judged according to the same standard as those bourgeois politicians. People call this “whataboutism” [2], but the claim “Stalin was a monster” is implicitly a comparative claim meaning “Stalin was qualitatively different from and worse than e.g. Churchill,” and I think the opposite is the case. If people are going to make veiled comparisons, us tankies have the right to answer with open ones.

To defend someone from an unfair attack you don’t have to deify them, you just have to notice that they’re being unfairly attacked. This is unquestionably the case for Stalin and Mao, who have been unjustly demonized more than any other heads of state in history. Tankies understand that there is a reason for this: the Cold War, in which the US spent countless billions of dollars trying to undermine and destroy socialism [3], specifically Marxist-Leninist states. Many western leftists think that all this money and energy had no substantial effect on their opinions, but this seems extremely naive. We all grew up in ideological/media environments shaped profoundly by the Cold War, which is why Cold War anticommunist ideas about the Soviets being monsters are so pervasive a dogma (in the West).

The reason we “defend authoritarian dictators” is because we want to defend the accomplishments of really existing socialism, and other people’s false or exaggerated beliefs about those “dictators” almost always get in the way — it’s not tankies but normies [4] who commit the synecdoche of reducing all of really existing socialism to Stalin and Mao. Those accomplishments include raising standards of living, achieving unprecedented income equality, massive gains in women’s rights and the position of women vis-a-vis men, defeating the Nazis, raising life expectancy, ending illiteracy, putting an end to periodic famines, inspiring and providing material aid to decolonizing movements (e.g. Vietnam, China, South Africa, Burkina Faso, Indonesia), which scared the West into conceding civil rights and the welfare state. These were greater strides in the direction of abolishing capitalism than any other society has ever made. These are the gains that are so important to insist on, against the CIA/Trotskyist/ultraleft consensus that the Soviet Union was basically an evil empire and Stalin a deranged butcher.

There are two approaches one can take to people who say “socialism = Stalin = bad”: you can try to break the first leg of the equation or the second. Trotskyists take the first option; they’ve had the blessing of the academy, foundation and CIA money for their publishing outfits, and controlled the narrative in the West for the better part of the last century. But they haven’t managed to make a successful revolution anywhere in all that time. Recently, socialism has been gaining in popularity… and so have Marxism-Leninism and support for Stalin and Mao. Thus it’s not the case that socialism can only gain ground in the West by throwing really existing socialism and socialist leaders under the bus.

The thing is, delinking socialism from Stalin also means delinking it from the Soviet Union, disavowing everything that’s been done under the name of socialism as “Stalinist”. The “socialism” that results from this procedure is defined as grassroots, bottom-up, democratic, non-bureaucratic, nonviolent, non-hierarchical… in other words, perfect. So whenever real revolutionaries (say, for example, the Naxals in India) do things imperfectly they are cast out of “socialism” and labeled “Stalinists”. This is clearly an example of respectability politics run amok. Tankies believe that this failure of solidarity, along with the utopian ideas that the revolution can win without any kind of serious conflict or without party discipline, are more significant problems for the left than is “authoritarianism” (see Engels for more on this last point). We believe that understanding the problems faced by Stalin and Mao helps us understand problems generic to socialism, that any successful socialism will have to face sooner or later. This is much more instructive and useful than just painting nicer and nicer pictures of socialism while the world gets worse and worse.

It’s extremely unconvincing to say “Sure it was horrible last time, but next time it’ll be different”. Trotskyists and ultraleftists compensate by prettying up their picture of socialism and picking more obscure (usually short-lived) experiments to uphold as the real deal. But this just gives ammunition to those who say “Socialism doesn’t work” or “Socialism is a utopian fantasy”. And lurking behind the whole conversation is Stalin, who for the average Westerner represents the unadvisability of trying to radically change the world at all. No matter how much you insist that your thing isn’t Stalinist, the specter of Stalin is still going to affect how people think about (any form of) socialism — tankies have decided that there is no getting around the problem of addressing Stalin’s legacy. That legacy, as it stands, at least in Western public opinion (they feel differently about him in other parts of the world), is largely the product of Cold War propaganda.

And shouldn’t we expect capitalists to smear socialists, especially effective socialists? Shouldn’t we expect to hear made up horror stories about really existing socialism to try and deter us from trying to overthrow our own capitalist governments? Think of how the media treats antifa. Think of WMDs in Iraq, think of how concentrated media ownership is, think of the regularity with which the CIA gets involved in Hollywood productions, think of the entirety of dirty tricks employed by the West during the Cold War (starting with the invasion of the Soviet Union immediately after the October Revolution by nearly every Western power), and then tell me they wouldn’t lie about Stalin. Robert Conquest was IRD. [5] Gareth Jones worked for the Rockefeller Institute, the Chrysler Foundation and Standard Oil and was buddies with Heinz and Hitler. Solzhenitsyn was a virulently antisemitic fiction writer. Everything we know about the power of media and suggestion indicates that the anticommunist and anti-Stalin consensus could easily have been manufactured irrespective of the facts — couple that with an appreciation for how legitimately terrified the ruling classes of the West were by the Russian and Chinese revolutions and you have means and motive.

Anyway, the basic point is that socialist revolution is neither easy (as the Trotskyists and ultraleftists would have it) nor impossible (as the liberals and conservatives would have it), but hard. It will require dedication and sacrifice and it won’t be won in a day. Tankies are those people who think the millions of communists who fought and died for socialism in the twentieth century weren’t evil, dupes, or wasting their time, but people to whom we owe a great deal and who can still teach us a lot.

Or, to put it another way: socialism has powerful enemies. Those enemies don’t care how you feel about Marx or Makhno or Deleuze or communism in the abstract, they care about your feelings towards FARC, the Naxals, Cuba, North Korea, etc. They care about your position with respect to states and contenders-for-statehood, and how likely you are to try and emulate them. They are not worried about the molecular and the rhizomatic because they know that those things can be brought back into line by the application of force. It’s their monopoly on force that they are primarily concerned to protect. When you desert real socialism in favor of ideal socialism, the kind that never took up arms against anybody, you’re doing them a favor.


  1. The term “tankie” is used pejoratively by anti-communists and liberals. It broadly refers to anyone who defends socialist states, anti-imperialists, and Marxist-Leninists. It is a reference to the Red Army using tanks to supress uprisings in Hungary (1956) and Czechoslovakia (1968). 

  2. Akin to denouncing the fallacy of “appeal to hypocrisy”. 

  3. According to a 1998 study by the Brookings Institution (Atomic Audit: The Costs and Consequences of U.S. Nuclear Weapons Since 1940, by Stephen Schwartz, Brookings Institution, pg. 3, 4), the US spent nearly US$5.8tn throughout the second half of the twentieth century solely on nuclear weapons, close to a third of the total military expenditure of the country (US$18.7tn) throughout the Cold War. 

  4. The term “normie” is used to refer to people whose worldview is generally aligned with the establishment. 

  5. The Information Research Department (1948-1977) was an anti-communist propaganda unit of the British Foreign Office. This is the department for which George Orwell compiled a list of 38 journalists and writers who should be barred from employment due to their being communists, homosexual, jewish, or black (and “anti-white”).